Онлайн психолог Экзистенциальная психология. Экзистенциальная психотерапия Экзистенциальная психология и психотерапия

Феноменология в психотерапии,
интуиция в быту

Часть 4. Открытия - теретическая часть

Гений – парадоксов друг

А.С.Пушкин

Скажи мне, Читатель, почему одни люди все время делают открытия, а другие их не делают никогда? А ты каким хочешь быть? Хочешь быть гением?..

Психологическая последовательность открытия:

1. Встреча с парадоксом.

НьютонЗаснул сладко английский сэр Исаак Ньютон (если английский – почему Исаак?

Парадокс какой-то…) под яблонькой, а проснулся потому, что яблочко созрело, оторвалось и треснуло его по башке (он в садике был без парика, а так бы и не заметил).

Простой бы человек или бы разозлился, или не придал бы этому значения, Но Ньютон был сэром и поэтому задумался.

Почему – думал Ньютон – в горизонтальной плоскости (на тарелочке) яблочко котится и взад и вперед, и вправо и влево, и наискосок?

А в вертикальной – только вниз и никогда вверх?

И открыл закон всемирного тяготения. А благодарные потомки воспели потом этот момент в песне "Эх, яблочко!"

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Парадокс (от др.-греч. — неожиданный, странный или др.-греч. — кажусь) — истинное высказывание, утверждение, суждение или вывод, характеризующиеся парадоксальностью.

Парадоксальность — неожиданность, непривычность, оригинальность, противоречивость себе, исходным посылкам, общепринятому, традиционному взгляду или здравому смыслу по содержанию и/или по форме. Антонимом парадоксальности является ортодоксальность — проверенность, традиционность. «Ортодоксальный» — буквально «следующий господствующей традиции».

От себя добавлю, Читатель. Если внимательно присмотреться к парадоксам, все они порождаются неправильным пониманием или применением слов. Язык – мама парадокса. Все парадоксы, которые я проверял, рождаются из многозначности слов и подмены (путаницы) смыслов и фрагментации единого Мира.

Итак: неожиданный, непривычный, противоречащий себе и исходным посылкам (противоречащий исходным посылкам, Читатель, значит не такой, как я себе представлял). Парадокс. Такая "детская неожиданность".

Заметь, Читатель, парадокс воспринимается только рассудком, потому что для подсознания противоречий не существует. Поэтому и открытия делаются для рассудка, чтобы примирить его с парадоксом. (А может быть мы просто устраняем недостатки и погрешности языка, порождающие этот парадокс). Ну, значит, парадокс.

Ну вот например: родители рожают детей, хотя дети их об этом не просят, учат детей тому, чему дети учиться не хотят, а потом и родители и дети считают, что дети за это должны быть родителям благодарны. Даже те дети, чьи родители изуродовали им жизнь своим воспитанием.

 

2. Феноменологическая редукция – это уже наша осознанная реакция на парадокс, на занозу в восприятии, на несоответствие ожидаемому, на возможность встречи с новым – на время отложить свой немедленный отклик.

Немедленный отклик всегда привычен, потому стандартен, потому неадекватен, ведь ситуации не повторяются. А тем более парадоксальные. (Поэтому так четок и философичен эпистолярный жанр – невозможность немедленного отклика создает предпосылки и время для вчувствования).

Мы освобождаемся от материалистического убеждения, что наши представления адекватны вещам и получаем возможность встретиться не в очередной раз с нашими представлениями о вещах, а впервые с самими вещами.

Специальные специалисты делят феноменологическую редукцию на два этапа: эйдетическую редукцию и трансцендентальную редукцию. Нормальный человек не в состоянии понять, что это такое, но мы с тобой, дорогой Читатель, должны в этом разобраться.

 

3. Эйдетическая редукция вместо того чтобы быть введенным в заблуждение деталями ситуации или предмета, я ищу присущую им внутреннюю обоснованность и вступаю с ней в контакт.

Речь здесь о том, что менталитет склонен обобщать и систематизировать. Например формировать понятие "типичная ситуация". А типичных ситуаций не бывает, бывают более-менее похожие. А эйдетическая редукция требует войти именно в ЭТУ ситуацию, в её внутренний смысл, а не во внешнюю похожесть.

Вообще-то мы думаем очень предсказуемыми и упорядоченными мыслями, думаем по правилам и шаблонам, наши обычные мысли неживые и квадратные.

Мы думаем так же, как нас учили литературе – по критикам, а не по первоисточникам. И видим как правило то, что нам "показывают".

Наши размышления как мотыльки в полупустом закрытом чемодане, вроде и не сплющены, и крылышки целы, да маршрут уж больно убог, так что и не летится. Зато всегда на месте и все предсказуемо. Но много ли надумаешь предсказуемыми мыслями и много ли усмотришь предсказуемыми взглядами. Мы думаем о понятном…

Эйдетическая редукция открывает чемодан, а снаружи теплое и сухое лето и громадный луг и цветы и небо и лети, куда хочешь, и с высоты оказывается по другому видно и открытое нутро чемодана, но и многое другое, гораздо более интересное, потому что неожиданное!

Первый шаг – отодвигание предсказуемого! И тогда мы можем наконец думать о непонятном!!!!!!

Эйдетическая редукция, это отбрасывание привычного и понятного!

 

4. Трансцендентальная редукция приводит меня к встрече лицом к лицу со своим собственным Я.

Это трансцендентальное эго, возникающее из процесса наблюдения, и есть тот субъект, который вступает в отношения с миром и с феноменом. Именно это чистое сущностное Я лежит в основе всех мыслительных операций.

Трансцендентальное эго является той чистой единицей индивидуальности, которая через ноэзис (процесс придания смысла) устанавливает взаимосвязь между ноэмами (отдельными смысловыми блоками). (Это о том, как все встает на свои места, когда Я, ситуация и Мир являются единым феноменом, гранями одного бриллианта. Так же как на практике невозможно разделить целостный феноменологический процесс на эти его составляющие).

Я перестаю воспринимать себя таким же как все, лучшим или худшим. Я перестаю сравнивать себя с кем бы то ни было потому, что становится не с кем. А не с кем сравнивать становится потому, что я оказываюсь единственным субъектом в этом мире, где я и Мир, и Бог, где я Всё и любая часть этого всего.

Вот понял! В моменты трансцендентальной редукции я Бог и все могу, и понимаю смысл и устройство и назначенье всего, хоть и не надолго, но за это недолго можно очень многое успеть. Любое, что действительно нужно.

А вот примеры только на группе:


Неа, Читатель, чтобы разобраться в этом нужен пример.

Вернусь-ка я к диалектике детской благодарности. Сначала папа и мама – боги! Все что они делают правильно и свято. Мы говорим их словами, смотрим их глазами, нюхаем их носами, живем под их диктовку. Постепенно начинает накапливаться список ошибок и обид, совершенных и полученных нами "из-за них" и у нас "открываются глаза".

Так в жизни продолжительно существующих терапевтических групп почти всегда бывает период сыновнего (дочернего) бунта, заочного предъявления претензий родителям в моем собственном несовершенстве и в неправильном воспитании меня. Мы, как вылетевшие из чемодана мотыльки, видим всю ситуацию сверху, без ограничений и по-новому понимаем прошедшие события.

Мы начинаем видеть причиной родительских нотаций и советов не заботу о нашем благополучии, а заботу о собственном покой и за это затаиваем на них обиду надолго или навсегда.
Когда впервые ухитряемся ощутить себя Богом. Или Бога в себе.

В момент трансцендентальной редукции…

А Богу не на кого обижаться. Тем более на того, кто его, Бога, породил. И чувство злой обиды смывается могучим потоком ощущения своих безграничных возможностей.

И заметьте – сплошные образы –никаких логических построений – а начинается совершенно новая жизнь.

А практическую часть Вы сможете прожить на групповых занятиях.


 

Как много нам открытий чудных!..

Чем больше я настраиваю свое ухо и свой глаз на свою собственную способность к осознанию, тем более отчетливым оно становится.
То, что обычно относят на счет интуиции, является, возможно, не более чем тонким процессом настройки моего осознания на то, что происходит во мне и вокруг меня.

Феноменология это Я вместе с объектом моего внимания и процессом моего внимания.

...И вы становитесь необманываемыми.

Феноменология – НЕОБМАНЫВАЕМОСТЬ.

Ведь как устроен обман? Мне вместо правды подсовывают неправду. И то, если меня эта неправда каким-либо боком устраивает. А тут я ВСЕГДА смогу знать, правду или неправду мне предлагают.!

Я вглядываюсь в жизнь, я нахожу ответы, не зная слов.

Феноменология это обращение к Молчанию. Поэтому феноменология не может без пауз. В паузах из Молчания приходит понимание.

В феноменологическом анализе вопросы играют вторые роли, ответы вместе с вопросами приходят из Молчания. Вопросы задаются клиенту, чтобы он лучше знал, что в Молчании искать.