Восторженно-жертвенная вера первых христиан сменилась фанатичным мракобесием застоя феодального средневековья. В это же время наблюдается и застой в развитии философской мысли человечества. На смену могучим когортам античных мудрецов пришли одинокие редкие философы-теологи средневекового христианства. Все застыло. Тысяча лет ушла на еду и ее воспроизведение.
Когда эта эпоха рухнула и искрошилась под собственной тяжестью на волне реннесанса реформации Гегель и Декарт порождают новое мощное буржуазное направление философии с явной арифметически-бухгалтерской окраской. Это направление напитало целую двухвековую культурную эпоху, названную по имени Декарта картезианской. Даже старое христианство в этот период дало новый, могучий «бухгалтерский», а точнее «буржуазный» побег протестантство – религию, не мешающую бизнесу. В течение двухсот лет естественные и точные науки высокомерно пренебрегали гуманитарными, а атеизм и неврозы стали клиническим символом эпохи. Только в эту эпоху прагматичному протестантскому Сальери могла придти абсурдная идея «алгеброй гармонию поверить».
К концу XX века картезианство достигло своего технического апогея в форме цифровой передачи информации и уперлось в границу цифровых возможностей. Дальнейшее развитие высоких технологий в направлении создания систем уровня искусственного интеллекта признается возможным только при условии возвращения к аналоговым системам. На политическом и идеологическом уровне пиком картезианства явился, без сомнения, тоталитаризм, почти повсеместно рухнувший к началу текущего тысячелетия. Культурные же пики картезианства, на мой взгляд, это детективный жанр, нейролингвистическое программирование, непонятная, неощущаемая Губайдулина и лживый конструктор картин Илья Глазунов. Знаменуя окончание эпохи большинство ее былых достижений и преимуществ стали превращаться в псевдо. Человеческая мысль и человеческая жизнь выросли из школьного костюмчика картезианства и входят в более зрелую и мужественную (и женственную) эпоху.
Как мы увидим в процессе обучения западный мир переходит из эстетического картезианства в этический экзистенциализм, которым мы и начинаем заниматься.
Семинар 1
Основы экзистенциальной философии и психологии.
Экзистенциальная работа со сновидениями.
Кьеркегор и Хайдеггер – рождение философии
Карл Ясперс и Великие Французские Пессимисты – рождение психологии
«Бытие и время» – рождение нового языка. «Язык – дом бытия»
«…От печали до радости…» Социальная мифология и экзистенциальные данности – противостояние
«Когда я слышу слово “культура” я хватаюсь за пистолет» – противостояние культуры и творчества
Основные положения экзистенциальной философии и экзистенциальной психологии
Новый понятийный аппарат
Главные экзистенциальные данности: смерть, свобода, одиночество и смысл
Главные культуральные манипулякры – любовь, надежда, справедливость, страдание
Сновидение как послание подсознания, практическая групповая и нидивидуальная работа с записанным сновидением
Список литературы по экзистенциальной психотерапии
Бинсвангер Л. Бытие-в-мире
Бубер М. Два образа веры
Бубер М. Хасидские предания
Бьюдженталь Д. Искусство психотерапевта. СПб. 2001
Камю А. Миф о Сизифе
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М. 2000
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М. 2000
Кьеркегор С. Страх и трепет
Кьеркегор С. Наслаждение и долг
Лейнг Р. Расколотое Я
Мэй Р. Искусство психологического консультирования
Мэй Р. Любовь и воля
Мэй Р. Смысл тревоги
Мэй Р. Сила и невинность
Ницше Ф. Собрание сочинений
Роджерс К. Клиентцентрированная терапия
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека
Сартр Ж.-П. Философские труды
Тиллих П. Теология культуры
Франкл В. Человек в поисках смысла
Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия
Франкл В. Психотерапия на практике
Фромм Э. Иметь или быть
Хайдеггер М. Бытие и время (перевод Бибихина)
Хайдеггер М. Пролегомены
Хайдеггер М. Положение об основании. Алетейя. СПб.1999